С 26 по 30 июня в галерее Берлин-Баку пройдёт выставка художника Алима Рижинашвили «Последний марш». Работы, которые мы увидим на выставке, он, по собственному определению, создавал просветленным. Нет, это не значит, что раньше всё было темно или блекло. Было просто иначе.
Однажды тбилисский юноша Алим Рижинашвили все поставил на карту, сделав то, что от него никто не ждал. Ему вдруг очень захотелось стать художником, и он штурмом взял тбилисскую художественную академию. А овладев в академии азами мастерства, он смог увидеть перед собой главное - простор свободной художественной игры.
И ему выпала выигрышная карта. Ещё в далекой юности, в начале 70-х, его графические работы послали в Италию, по творческому обмену, в «ответ» на выставку в Тбилиси знаменитого итальянского художника-коммуниста Ренато Гуттузо. И не просто послали – еще и гонорар заплатили. Десять тысяч рублей для начинающего художника - деньги огромные. Тбилисский бомонд сладко затягивал. Противиться его расслабляющей лени требовало сил, а порой и мужества.
В 90-м художник приехал в Берлин. С собой он привез картины, которые сразу же вызвали жгучий интерес и стали потихоньку расходиться по миру. Началась другая жизнь: Токио и Москва, Рим и Тель-Авив, Берн и Мадрид, Аахен и Кассель – вот неполная география его выставок. Конечно же, Алим Рижинашвили не забывал и Тбилиси, где его работы всегда раскупал.
Художник играет с искусством в кошки-мышки. Правда, в роли кошка. То зацепит, подтянет и отпустит. То затаится. Полный хаос. Полная свобода. Отсюда чересполосица художественных стилей, которые он притягивает к себе по мудреной прихоти, - одна из основ его творческого мышления. А все остальное - посередине. Каллиграфичная графика может соседствовать с яркой решеткой на весь холст или выписанными буквами, которые просто завораживают зрителя, как магические знаки, как древние письмена. О картинах Алима Рижинашвили можно сказать так, как говорили когда-то о «Египетской марке» Мандельштама: в них «борзые игрового стиля затравлены до последних сил».
В его картинах нет ни одного однозначного образа, они насквозь ассоциативны. Его стилистика - допущения, столкновения смыслов. Комбинация с затаенным, а то и мистическим, смыслом, как в египетских иероглифах, художнику важнее ясной очерченности. И впрямь: на картинах Алима лиц почти нет. Да и людей нет – лишь их составляющие части. С людьми ведь тоже как-то неспокойно. Потому что людское нутро давно потеряло цельность. Человек в работах художника загоняется в знаки. Всё спрятано, зашифровано. В том числе и тело. Игра в ложные подходы – излюбленный прием Рижинашвили. Назвать – значит опознать. А он этого не хочет. Тогда кончится условность, игра. Для него же важнее бесконечные переплетения или сочленение особей то ли в схватке, то ли в акте любви, то ли просто в сутолоке жизни, где каждый или причиняет друг другу боль, или дарит радость и удовольствия, или приносит разочарования... Но вырваться из этих переплетений и телесных совмещений никому не дано. Такова жизнь.
Может быть, кто-то найдет в этих бесконечных, волнующих линиях, в этих филигранных деталях (а наше воображение невольно выносит из подсознания эротические образы) некое напоминание о «Парке наслаждений» Босха? Но с другой стороны, кто из живописцев не гулял в этом парке? В совмещении фигур и линий почти всегда видятся мужчина и женщина. Кто хочет – опознает их в тенях на закате дня. Послания художника зовут нас за собой в глубину рода человеческого, в секретные ходы внутри пирамид. Он как-то сказал мне: «Черный квадрат» Малевича покрывает всё прошедшее искусство». И добавил: «Не только покрывает, но и открывает».
Алим Рижинашвили считает, что мастерство, помноженное на идею, – это и есть путь к свободе художника. Свобода художника – это жить и творить играючи, по своему хотению. Кажется, Алим как будто бы ставит на карту все своё мастерство, весь свой художественный диапазон: от дизайна, коллажа, конструирования, каллиграфической графики до чистой абстракции. Все на карте. Художник использует практически весь набор технических средств изобразителя: от карандаша до акрила и клея. Он экспериментирует с различной фактурой, выявляя взаимодействия материалов, цвета, формы, с помощью которых, порой, маскирует смысл своих произведений. Алим Рижинашвили максимально отдаляется и отдаляет нас от фронтального, то есть однозначноговосприятия своих творений, а потому его работы почти никогда не подписываются при их создании. Чаще всего названия даются уже прямо на выставке.
Такое впечатление, что Алим Рижинашвили работает со сном, как с источником творчества. Когда просыпается, забывает, что видел и слышал, и следует только за ощущениями, рождающими уже новые видения. Играя с формой и смыслом, Алим играет и со зрителем. Кажется, Илье Кабакову принадлежит высказывание: «Художник мажет не по холсту, а по зрителю». Все мы «перепачканы» искусством.
Фото и текст: Алексей Славин
Выставка пройдёт по адресу: Großgörschenstr. 7, 10827 Schöneberg
С 26 по 30 июня в Galerie Berlin-Baku (U-Bhf Kleistpark)
Часы работы: с 13.00 – 18.00
Вход свободный