Затянувшиеся коалиционные переговоры и подоспевшие некстати праздники привели к тому, что кое-кто из новых министров вынужден выполнять предвыборные обещания своей партии в страшной спешке.
Речь в данном случае идет о министре труда и обещанной реформе пенсионного законодательства, которая, как полагают некоторые, может стать самым масштабным социальным проектом нынешнего правительства. Коалиционным соглашением между ХДС/ХСС и СДПГ предусмотрено повышение пенсий для матерей, дети которых родились до 1992 г., а также возможность выхода на пенсию в 63 года без финансовых потерь для лиц, имеющих не менее 45 лет стажа. И то и другое новшество, согласно планам коалиции, должно стартовать в июле нынешнего года.
Одна из главных проблем, однако, заключается в финансировании реформы.
Во-первых, для его обеспечения коалиционерам пришлось нарушить свои предвыборные посулы. До 22 сентября все три партии обещали избирателям снизить размер взносов в кассы пенсионного страхования. Собственно, особо обещать и не нужно было – закон предусматривает автоматическое снижение ставки взносов при достижении определенного размера резерва Пенсионного фонда. Однако в ходе коалиционных переговоров было решено отказаться от планировавшегося снижения ставки с 18,9 до 18,3% брутто-заработка, а полученные таким путем 6 млрд. € истратить на финансирование пенсионной реформы.
Но, и это, во-вторых, чтобы 1 января не произошло автоматическое снижение ставки страховых взносов, «большая» коалиция должна была до этого момента принять новый закон, что было невозможно из-за недостатка времени. В итоге реформа началась с трюка: депутаты перед Рождеством проголосовали за закон в первом чтении и опубликовали в Федеральном сборнике законов не закон, а одобренный в первом чтении законопроект. Не только оппозиция, но и некоторые правоведы подвергли этот шаг критике, высказав опасение, что столь необычное решение может быть с успехом оспорено в суде. К тому же Пенсионный фонд сомневается в том, что до июля успеет пересчитать пенсии 9 млн. женщин, которых должна коснуться реформа.
Но, даже если абстрагироваться от формальных погрешностей реформы пенсионного обеспечения, отмахнуться от критики по существу не так легко. А она уже звучит достаточно громко, порой заглушая дифирамбы со стороны профсоюзов и социальных объединений. Критики утверждают, что реформа никоим образом не служит выполнению главного предвыборного обещания всех трех партий – снижению риска старческой бедности.
Взять, к примеру, самый дорогостоящий проект «большой» коалиции – повышение пенсий матерям, дети которых родились до 1992 г. Даже если на мгновение забыть о том, что размер этого повышения составляет около 28 € в месяц, нужно помнить, что более половины женщин, которых это повышение коснется, получают пенсию в размере не более 450 €. Ведь многие из них значительную часть своей жизни посвятили заботе о семье и воспитании детей, не успев заработать приличную пенсию. Насколько улучшит их жизнь «щедрая» надбавка? Возможно, что те, кто благодаря подработке или пенсии супруга не зависят от государственной помощи, и порадуются небольшой прибавке. Но те 300 тыс. пожилых женщин, которые в ней действительно нуждаются, не получат ничего, поскольку у них эти 28 € отберет ведомство базового обеспечения.
Что касается возможности досрочного выхода на пенсию лиц, имеющих 45 лет пенсионного стажа, то и это нововведение «большой» коалиции вряд ли улучшит положение женской части населения Германии. Как сообщил президент Пенсионного фонда ФРГ Херберт Рише, для подавляющего большинства женщин, особенно имеющих детей, подобный пенсионный стаж далек от реальности. По его мнению, планы политиков являются несправедливыми и учитывают, в первую очередь, интересы мужчин, которые и без того имеют значительно более высокие пенсии, чем женщины.
Макс БЕРЛИНСКИЙ
материал предоставлен еженедельником "Европа Экспресс"
материал предоставлен еженедельником "Европа Экспресс"
Вы можете получить бесплатный номер газеты "Европа-Экспресс" здесь.
Категории: Общество и политика